Со времен появления ПОАК (прямые оральные антикоагулянты) или кто-то еще называет НОАК (новые оральные антикоагулянты) — наша (в смысле врачей, да и пациентов) жизнь значительно упростилась. До этого существовал варфарин, дозу которого необходимо подбирать, опираясь на лабораторные показатели свертываемости крови (МНО), и в дальнейшем, даже подобрав дозу, необходим регулярный контроль этого показателя (хотя бы раз в месяц). При этом, его эффективность кардинально менялась (как в сторону усиления действия, приводя к высокому риску кровотечения, так и уменьшения эффективности) при совместном использовании с очень многими препаратами. В том числе, при проведении противоопухолевого лечения, ввиду сложностей контроля и подбора дозы, при необходимости профилактики тромботических и тромбоэмболических осложнений, старались перевести на гепарин (низкомолекулярный или, в крайнем случае, гепарин натрия), который тоже не всегда удобен в использовании, поскольку приходится выполнять подкожные инъекции 1-2 раза в день.
ПОАК начали входить в клиническую практику в 2000 годах, в России несколько позже и активно используются последние 10-15 лет. Удобство их приема заключается в отсутствии необходимости подборы дозы в зависимости от анализа свертываемости крови — они имею стандартные дозировки. И, соответственно, также отсутствует необходимость регулярного контроля показателей свертываемости крови.
Глобально, все эти три препарата примерно равнозначны по своей эффективности в плане профилактики тромбозов и тромбоэмболий, а также примерно равнозначны в своей безопасности и рисках вызывать какие-то значительные кровотечения. Но тут надо оговориться, что прямых сравнений между этими препаратами никогда не проводилось! Проводились исследования, сравнивающие безопасность и эффективность этих препаратов с варфарином, где каждый из них показал +/- схожий профиль безопасности и эффективности. Надо, кстати, отметить, что каждый из них вызывал кровотечения значительно реже варфарина при схожей с ним эффективности.
Так на что ориентироваться в выборе?
Отдельно стоит упомянуть, что решение о том, какой именно препарат рекомендовать и в какой дозе, зависит еще от ряда факторов:
Еще один нюанс, о котором стоит упомянуть:
У дабигатрана есть антагонист — идаруцизумаб (Праксбайнд), препарат, который инактивирует действие дабигатрана (Прадаксы). Обоснован в тех случаях, когда, например, требуется экстренная операция, или какое-то острое кровотечение или кровоизлияние, травма. Но он очень дорогой и не понятно, что с наличием в России.
Кстати, существует еще один ПОАК, зовут его — эдоксабан (Ликсиана), но в России его, к сожалению, я не нашла.