Ингибиторы SGLT-2 (SGLT2i) в профилактике кардиотоксичности

Я замечаю, что кардиологи и терапевты стали чаще назначать один из 2 препаратов SGLT2i (дапаглифлозин или эмпаглифлозин) с целью профилактики кардиотоксичности или в тех случаях, когда она уже начала развиваться, причем как возрастным людям, так и молодым. Я уже писала об этой группе препаратов здесь, но хочу более подробнее, учитывая, что появляется все больше исследований об их возможностях снижения риска побочных эффектов от противоопухолевого лечения.

Начну с того, что изначально это были препараты для контроля уровня сахара крови, но с 2021 года указанные выше 2 препарата были рекомендованы к применению в лечении сердечной недостаточности (СН) со сниженной фракцией выброса, а с 2023 года – в качестве первой линии терапии у пациентов с сердечной недостаточность с сохранной фракцией выброса – ФВ более 50% (у пациентов без сахарного диабета). Ингибиторы SGLT2 безопасны, хорошо переносятся, а доклинические исследования также показывают, что SGLT2i не влияют на эффективность антрациклинов, препаратов платины, чекпоинт-ингибиторов, таксанов и многих других противоопухолевых препаратов.

  • А что же с профилактикой кардиотоксичности?

Напрямую рекомендаций использовать SGLT2i в рекомендациях нет, однако рекомендации по лечению СН позволяют нам их назначать уже в тех случаях, когда есть рост кардиоспецифических маркеров (NTproBNP и/или тропонин I) на фоне противоопухолевого лечения.

  • А есть результаты исследований?

Антрациклины

  • Исследование EMPACARD – PILOT trial показало, что препарат эмпаглифлозин связан со снижением частоты развития дисфункции миокарда левого желудочка (по сути – снижение сократительной способности или ФВ) у пациентов высокого риска (у которых были сопутствующие сердечно-сосудистые заболевания или диабет).
  • Еще одно исследование показало, что прием SGLT2i был связан со снижением частоты впервые возникшей сердечной недостаточности и аритмий у пациентов, получавших антрациклины.
  • Помимо профилактики развития кардиотоксичности, есть также исследования, показывающие значительное улучшение сократительной способности в случае уже развившейся антрациклиновой кардиотоксичности.

Ингибиторы контрольных точек иммунного ответа

В настоящее время тут есть одно исследование, показавшее, что терапия SGLT2i была связана с более низким уровнем смертности от всех причин у пациентов с онкологией и сахарным диабетом, получавших чекпоинт-ингибиторы.

HER2-таргетная терапия (трастузумаб)

Тут есть также одно исследование, правда пока оценившее эффективность SGTL2i на мышах и показавшее, что мыши, получавшие эмпаглифлозин и трастузумаб, имели лучшую систолическую функцию, меньшие значения тропонина, снижение окислительного стресса и меньшее повреждение митохондрий по сравнению с мышами, получавшими только трастузумаб.

Ингибиторы киназ

Тут тоже не густо, но есть пара исследований, также на животных, оценивающие действие совместного приема SGLT2i и сунитиниба : большинство нарушений сердечной деятельности, вызванных сунитинибом, были полностью предотвращены при одновременном применении эмпаглифлозина с сунитинибом, а также продемонстрировали лучший контроль за артериальным давлением, но фракция выброса левого желудочка была значительно ниже, чем в контрольной группе, не получавшей никакого лечения, таким образом показывая, что эмпаглифлозин обеспечивал лишь частичную защиту.

Андрогенная депривационная терапия

Лечение SGLT2i в течение 12 месяцев, предшествовавших началу приема агонистов гонадотропин-рилизинг-гормона, было связано со снижением серьезных неблагоприятных сердечно-сосудистых событий, снижением частоты сердечной недостаточности, снижением частоты инфаркта миокарда и снижение смертности от всех причин в течение двух лет у пациентов с диабетом. Интересно, что защитного эффекта в отношении фибрилляции предсердий при этом не наблюдалось

Пока количество исследований, к сожалению, ограничено, но их появляется все больше и больше. Более того, появляется все больше клинических данных, свидетельствующих о том, что SGLT2i обладает независимым противораковым эффектом, который имеет синергетический эффект с традиционными методами лечения рака и может улучшить выживаемость онкологических пациентов.